среда, 29 июня 2016 г.

О планировании / About planning

Поговорим сегодня о планировании? Коротко на такие серьезные темы писать не умею, даже при таких объемах кажется, что сильно поверхностный материал. Картиночек, к сожалению, тоже нет, так что запасайтесь чаем и плюшками :) 


Зачем планировать?


Я из тех людей, которые работают намного эффективнее, если под рукой имеется список задач, поэтому планирование для меня - жизненно важный процесс. Кстати, я вполне отдаю себе отчет, что все люди разные и есть те, которым это нафиг не надо. Мой муж из таких людей - все необходимые задачи он держит в голове, а наличие или отсутствие их списка в каком-то оформленном виде никак не влияет на его мотивацию и продуктивность. Но сегодня я пишу о планирование в том виде, который бывает полезен мне.

Планирование бывает разное: долгосрочное и краткосрочное, рабочих задач и работ по дому, жизненные цели и карьера. Говорить об этом можно очень долго, поэтому я расскажу о своем опыте и о том, как это работает у меня.

Мои 4 пункта:


  • О том, как важно разгружать мозг от циркулирующих в нем потоков идей я уже писала.
  • Когда сформулирована цель, к ней значительно проще идти. Опять же положительные эффекты визуализации никто не отменял.
  • Приходя домой после 9+ часового рабочего дня в офисе, я способна только залипнуть в интернет/книгу/сериал, если нет конкретного списка дел.
  • Вычеркивание дел из списка доставляет мне огромное удовольствие, я чувствую, что день прошел не просто так.
Опять же оговорюсь, что бывают периоды в жизни, когда наступает некий кризис и никакие списки не помогут, это нужно просто пережить, возможно, даже просто валяясь на диване и просматривая все сезоны любимого сериала подряд, пока в голове электрические сигналы бегают по нейрончикам и делают свою работу. Очень хорошо об этом написала Марина Гиллер в посте "У меня кризис, но это нормально". У меня в марте-апреле как раз был такой период.

Что планировать?


Все зависит от наших потребностей. Мне крайне важно планировать условно-домашние дела. Сюда я отношу всё, что не касается моей офисной работы: поздравить с ДР маму (я живу вне дат, поэтому легко забываю такие вещи), пересадить цветы, выполнить заказанный перевод или выложить свежесвязанный плед в магазинчик на Etsy.

Мои 4 пункта:


  • Цели на месяц, квартал, год. В этом году я реально это делаю, не всего удается достигать по разным объективным и субъективным причинам. Цели я ставлю во всех областях жизни, которые важны именно для меня.
  • Привычки и другие повторяющиеся активности. Решили заняться спортом, выпивать по 2 л воды в день или рисовать 50 набросков?
  • Коллекции - это слово я позаимствовала из концепции #bulletjournal. У меня это - отдельные списки-планы книг для чтения, фильмов, статей и обучающих курсов.
  • Домашняя рутина - протереть пыль, приготовить борщ, ну вы поняли ;) Я реально могу забыть это сделать, плюс удовлетворение от вычеркнутого пункта в списке.

Как планировать?


Методов планирования огромное количество, выбираем опять же исходя из наших потребностей. Но так или иначе все начинается с целей: поддерживать дом в порядке, нарисовать 365 картинок за год, заработать миллион. Цели важно не просто установить, но и оценивать их актуальность в течение всего периода и при необходимости корректировать. Они могут быть большими и не очень, каждую цель мы делим на всё меньшие и меньшие кусочки, которые можно сделать в идеале за раз (да-да, "кушаем слона по кусочкам").

Бывает, что в самом начале не хватает информации обо всех аспектах, в таких случаях помогает планирование методом "набегающей волны": в общих чертах обозначаем то, к чему мы стремимся в итоге, намечаем точки контроля и детально планируем только ближайшую перспективу.

Цели нужно формулировать по определенным правилам, общепринятыми считаются SMART (S- Specific, M-Measurable, A - Achievable, R - Relevant, T - Time-bound), то есть:

  • Конкретный
  • Измеримый
  • Достижимый
  • Актуальный
  • Ограниченный во времени

Глубоко лезть в дебри SMART-формулировок я не буду, это тема для отдельного большого разговора, к тому же заезженная.

Для наглядности я попробую разложить одну из своих давних хотелок на составляющие (или как говорят умные люди "декомпозируем задачу"). Итак, хочется мне написать описание к вязаной вещи для Ravelry, чтобы было сложнее, представим, что самой вещи еще не существует :) Итак, с чего начать? Начинаем смотреть сверху: придумать вещь, связать ее, составить и опубликовать описание. Каждый из этих пунктов можно еще детализировать, например, из чего вязать? чем вязать? проводить ли тестирование? на каком языке делать описание? как запостить на Ravelry? и целая куча других.


Мои 4 пункта:
  • Формулирую цели по принципу SMART.
  • Декомпозирую на задачи, которые понятно, как делать.
  • Определяю необходимые и доступные ресурсы, сравниваю, насколько они расходятся, корректирую план.
  • Определяю временные рамки - сроки выполнения для каждой задачи.

Как выполнять планы?


Очень часто даже самые хорошие и продуманные планы так и остаются на бумаге. Причин для этого - целая куча, кстати, не все они имеют негативный окрас. Иногда бывает достаточно записать детальный план для удовлетворения своих потребностей (подробнее об этом можно почитать у Барбары Шер там, где она пишет про дневник сканера). Порой поставленные цели к нам не имеют никакого отношения, они могут быть навязаны обществом, семьей или еще кем-нибудь извне. Искать мотивацию для таких задач я считаю бесполезной тратой времени, потому что поркуа зачем? Рекомендую посидеть подумать, кому и зачем на самом деле это надо, хорошо бы еще до составления плана.

Так вот, после того, как мы все-таки определились, что будем воплощать свой план, начинается самое сложное и в то же время интересное. Мой главный способ перехитрить лень (а я очень, да) - регулярно смотреть на цели, план и список задач. Если не посмотреть в список задач, то вроде как и не обязательно ничего делать ))) Как себя заставить смотреть в этот список регулярно? Думаю, каждый знает свои слабости, у меня это красивые блокноты, я люблю их трогать и листать, заодно и списки читаются. Можно ставить себе напоминалки в телефоне, можно организовать группу по интересам, которая будет собираться раз в неделю и отчитываться друг другу о проделанной работе, вариантов - много, надо подобрать тот, что будет работать для вас.

Мои 4 пункта:

  • Найти свою личную мотивацию
  • Регулярно отслеживать текущий статус
  • Отмечать промежуточные успехи
  • Вместо четвертого пункта напишу цитату про силу воли, которая очень запала мне в душу: "Сила воли - это не река с бесконечным потоком воды, а резервуар, который можно исчерпать" (мой вольный перевод фразы из книги "Simple Rules").

Вместо послесловия


Не менее важно понять, когда пора остановиться и принять для себя задачу выполненной или, наоборот, невыполнимой. Все мы знаем, что идеал недостижим, тут важно понять концепцию приемлемого качества. Идеального качества можно добиться только в условиях неограниченных ресурсов, времени и очень ограниченного объема работа, вопрос только в том, где их найти в реальной жизни с 24 часами в сутках. Желающим копнуть глубже на эту тему - ищите по ключевым словам "проектный треугольник" или "железный треугольник проекта". Именно поэтому еще на этапе формулировки целей и задач важно прописать, как будет измеряться успех:
  • "Заполнить портфолио на Shutterstock" - это плохая цель
  • "Добавить в портфолио на Shutterstock 20 новых векторов и по 10 симиляров к ним до 15 июля" - вот это уже хорошо.
Мой мозг очень ведется на такие манипуляции, сразу начинает считать, сколько нужно картинок делать в день :)

А у вас есть какие-то хитрости? Практикуете планирование, управление целями? Полезны вообще такие посты?

4 комментария:

  1. нет, настолько глубоких планов я не ставлю, меня выбивает, если я не могу их выполнить, какие - то краткосрочные, на сезон, на полгода, и то с размытыми часовыми рамками... Память хорошая, вот я ее и эксплуатирую. Правда, люблю визуализацию, спасает пинтерест:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, у меня тоже по-разному бывает, жизнь - очень непредсказуемая штука :) Мне с памятью меньше повезло, если не записано, считай - пропало, ну или наоборот в навязчивую идею превращается, что скорее демотивирует ощущением того, что я никак ничего не могу сделать ))))

      Удалить
  2. Настя, пиши! Мне очень интересно читать! с моим "детским садом" мне трудно комментировать:) У меня планирование завязано на детей - подготовка к школе-саду, каникулы, плановые посещения врачей...Хочется поучиться на педагога, вот надо распланировать время -для езды на лекции и сдачи курсовых, и накопить денег на оплату:)
    Никак не заведу себе нормальный планер, пишу на кусочках, на чеках, где мысль настигнет:) приклеиваю на лист А4, который стоит около ноута:) Недавно вела пищевой дневник, терпения хватило на месяц:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любава, спасибо! Планер может быть любым блокнотом, я вообще пробовала систему из двух блокнотов, один маленький всегда с собой, чтобы на чеках не писать, а большой и красивый дома - в нем отсортировывалось все из маленького блокнота, в принципе удобно, главное - не забывать переносить всё ))))

      Удалить

Спасибо за Ваши комментарии! Они всегда очень радуют и вдохновляют меня!
Thank you for your comments! They always inspire me!